Градчанская площадь
Виды туров
Чехии
- Божий Дар
- Брно
-
Карловы Вары
от 172177₽
-
Марианские Лазне
от 62352₽
- Махово озеро
-
Прага
от 146354₽
- Теплице
- Чешский Крумлов
-
Яхимов
от 206738₽
- озеро Липно
- Все курорты
Градчанская площадь является началом одного из самых небольших районов Праги - Градчан.
Посередине ее стоит чумной столб со статуей Девы Марии и фигурами восьми святых - покровителей Чехии.
Такие столбы ставили в городах по окончании мора в знак признательности святым за спасение и для поминовения умерших.
Этот возведен после чумы 1726 года.
Если обходить площадь по часовой стрелке от ворот Града, первым будет Салмовский дворец, присоединенный в начале XIX века к соседнему Шварценбергскому дворцу.
Огромное здание в стиле ренессанс (1563), целиком покрытое сграффито, изначально принадлежало роду Лобковичей, и только в 1719 году перешло Шварценбергам.
Это семейство было одним из крупнейших владельцев недвижимости в Чехии, и после Бархатной революции всю собственность им вернули (Карл Шварценберг - близкий друг Вацлава Гавела).
Первые упоминания о церкви Святого Бенедикта относятся к XIV веку, хотя нынешний ее вид восходит к барочной перестройке XVII века.
С 1792 года и до самого прихода коммунистов здесь был монастырь кармелиток.
Устроенную здесь после этого гостиницу для государственных гостей отреставрировали, набили дорогущей мебелью, положили ковры, повесили люстры.
Кармелитки, получившие свой монастырь по реституции в 1992 году, все это великолепие демонтировали и продали.
Сегодня главная драгоценность монастыря - мумия его основательницы, Марии-Электры, умершей в 1663 году.
Когда через три года гроб вымыла из земли разлившаяся Влтава, монашки обнаружили, что тело Марии-Электры ничуть не изменилось.
Удивленные и обрадованные, кармелитки обмыли тело винным отваром листьев розы, розмарина и лаванды, и Мария-Электра тут же приобрела интенсивный коричневатый оттенок.
Монашки, тем не менее, не остановились и прибегли к уксусным примочкам, чтобы вернуть лицу белизну.
Но эффект был прямо противоположный - лицо почернело.
На этом эксперименты закончились.
Почерневшая, но целая, бывшая настоятельница и сейчас сидит у главного алтаря церкви.
Тосканский дворец, что напротив Града, назван так потому, что до 1718 года принадлежал тосканским герцогам, чей герб до сих пор красуется на фасаде.
До того как в 1691 году архитектор Каневалле построил особняк, на этом месте был целый квартал.
Статуи семи свободных искусств тосканцы заказали местному скульптору Брокоффу, а вот скульптура святого Михаила на углу приписывается итальянцу Мосто.
Сейчас герцогская резиденция принадлежит МИДу.
Как и большинство зданий на площади, Мартиницкий дворец конца XVI века сменил хозяев после битвы при Белой Горе.
Ярослав Боржита из Мартиниц, будущая жертва третьей пражской дефенестрации, перестроил его и расширил.
Его сын скупил соседние дома, соединил их с дворцом и переделал все в позднеренессансном стиле.
В ходе реконструкции 1971 года под штукатуркой обнаружили отлично сохранившуюся фигурную роспись в технике сграффито, бывшую в здании с самого его рождения.
При коммунистах здесь находилось Главное Архитектурное Управление Праги, а теперь - ГУ Территориального Развития, что в принципе одно и то же.
В домах по обе стороны от Мартиницкого дворца, обозначенных гербами с золотой полоской на черном фоне, жили каноники собора Святого Вита.
Большинство из домиков было построено в XIV-XV веках, а затем перестроено в духе раннего барокко.
Один из них, второй от Тосканского дворца, принадлежал Петру Парлержу, архитектору собора.
На фасаде дома, соседнего с дворцом, - изображение святого Яна Непомуцкого, на фасаде следующего - его же статуя.
На фреске под статуей голубка несет в клювике якорь - видимо, для того, чтобы святой утопленник не всплыл.
Архиепископский дворец появился напротив Салмовского в 1538 году.
Деньги у архиепископов водились, и дворец не раз перестраивался.
Нынешний фасад в стиле рококо с архиепископским гербом и лепниной - 1765 года.
Хранящиеся во дворце коллекции мебели, стекла, фарфора и гобеленов до недавнего времени публике показывали хотя бы один день в году, теперь же внутрь вообще больше пускать не будут.
Из арки в фасаде архиепископской резиденции дорожка ведет вниз к Штернбергскому дворцу, который построили в 1770 году итальянцы Аллипранди и Мартинелли.
По реституции Штернбергам дворец не вернули, поскольку во время Второй мировой те сотрудничали с фашистами.
Сейчас здесь расположена Национальная галерея.